М. В. Терехова

Стилистика ленинградского театрального плаката 1950-1980-х годов: на стыке локальной специфики и мировой графической моды

 2021
Историзм оказался востребованной художественной стратегией ленинградской интеллигенции 1970-х. Добровольная внутренняя эмиграция и самоизоляция в «кругу своих» позволяли существовать параллельно действительности брежневского официоза. Это было не вопросом прямого выживания, но способом найти свой смысл — и жить им на фоне девальвации официальных идеологических доктрин. Эскапистскими мотивами и эстетическим пассеизмом пропитана бóльшая часть живой советской художественной культуры 1970-х годов — от неофициального искусства до лучших образцов популярного костюмно-исторического кино. Вероятно, здесь же следует искать одну из причин расцвета театра и театрального плаката в этот период.

К воображаемому прошлому обращены работы одной из самых ярких художниц плаката 1970-х — О. А. Биантовской. Очарование ее графики заключено в герметичной цельности абсолютно искусственных нарисованных миров. Персонажи — акварельно-невесомые балерины и тщательно вылепленные линией, но условные, как будто фарфоровые, фигурки — даже не пытаются казаться настоящими. Но при всей очевидной искусственности самобытные графические мирки художницы — «городки в табакерке» — существуют по своим строгим правилам. Принципиально при этом, что в поэтике Биантовской ощутим легкий иронический оттенок — и это та деталь, которая не дает ее изящно-декоративной графике приблизиться, по выражению Ю. Я. Герчука к «приторной парфюмерной этикетке». «Раскованное эстетство советского периода», — удачно охарактеризовал стиль Биантовской график А. А. Харшак.

Цитата приведена по источнику: Терехова М. В. Стилистика ленинградского театрального плаката 1950−1980-х годов: на стыке локальной специфики и мировой графической моды // Графический дизайн: традиции и инновации: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. СПб.: ФГБОУ ВО «СПбГУПТД», 2021. С. 206−218. — ISBN 978−5-7937−2051−9

Все статьи о творчестве О. А. Биантовской