«Метафора зрелища» — это определение, как нам кажется, передает стиль современного художественного плаката. Подъем советского зрелищного плаката, начавшийся в 60-е годы, продолжается <…>. В наши дни можно считать завершившимся процесс формирования ряда региональных школ. Самой зрелой из них — по «возрасту» и художественному уровню — является ленинградская, издавна славившаяся замечательными театральными плакатами.
Один из ведущих мастеров плакатной школы Ленинграда — В. Кундышев. К числу его лучших произведений принадлежит плакат к спектаклю «Жаворонок». Идея его передана одним, точным образом: лавровый венок, скрывающий шипы терний,—символ трагической судьбы героини Франции Жанны д’Арк. У Кундышева нет «похожих» плакатов. Свободно владея разнообразными средствами выразительности, художник с одинаковым успехом решает темы спектаклей и в лирическом, и в поэтическом, и в публицистическом ключе. Своеобразен метод работы другого ленинградского мастера — И. Иванова. Он «переводит» на язык плаката литературные тропы, словесные метафоры, и это дает ему возможность познакомить зрителя с идеей пьесы и ее сюжетом, героями и декорациями.
Специфические задачи создания плакатов к балетному спектаклю решает О. Биантовская («Жизель»). Ее линейный рисунок выявляет характер балетной пластики и движения. Широта диапазона выразительных средств — характерная черта мастеров ленинградской школы. В поисках образа, адекватного спектаклю или выставке, они постоянно обновляют приемы, не изменяя при этом своей творческой индивидуальности, — и в понимании задач рекламы, и в восприятии зрелища, и в графическом почерке. Это позволяет при всей их внешней непохожести безошибочно узнать работы В. Кундышева, О. Бондарь, Г. Корбут, О. Биантовской, А. Кондурова и других мастеров.
Цитата приведена по источнику: Бабурина Н. И. Советский зрелищный плакат // Советский зрелищный плакат, 1917−1987: Театр, цирк, балет, кино. М.: Советский художник, 1990. С. 7.
Все статьи о творчестве О. А. Биантовской