О творчестве

Видео, книги, интервью, статьи, диски
о творчестве О. А. Биантовской

Ольга Биантовская. Прекрасная эпоха
(2021)

Фильм Зинаиды Курбатовой
Фильм Зинаиды Курбатовой посвящен известной ленинградской и петербургской художнице. Графика и плакаты Ольги Биантовской всегда выбивались из общего ряда. Они были уникальны и исключительны даже тогда — в прекрасную, ныне оставшуюся в прошлом эпоху расцвета отечественного изобразительного искусства. Жизнь художника полна тайн. Как рождается произведение, порой не понятно самому творцу. Этот фильм — попытка объяснить творческий процесс и наглядно показать его технические особенности. Съемки проходили в петербургской Академии художеств, Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков и на улицах города на Неве. Зритель получит представление о работах Ольги Биантовской, увидит кадры из семейного архива, снятые любительской камерой. Так получилось, что 1990-е вывели на авансцену нон-конформистов, мастеров актуального искусства. Те, кто занимался фигуративной живописью и графикой, оказались задвинуты в тень. Пришло время дать настоящую оценку таким художникам, и прежде всего Ольге Биантовской.

Фильм снят в рамках проекта «Сохраненная культура».
Возрастное ограничение 12+.
Автор идеи, сценарист и ведущая Зинаида Курбатова. Автор идеи и продюсер Виктор Наумов. Режиссер Ольга Виноградова. Оператор Павел Михайлов. Звукорежиссер Наталья Ашуровская. Режиссер монтажа Екатерина Ушакова. Ассистент режиссера Анастасия Дунаева. Линейный продюсер Никита Аксенов.

Диплом Зинаиды Курбатовой
В 2022 году фильм и его автор, сценарист и ведущая Зинаида Курбатова удостоились диплома I (любительского) конкурса премии за доброту в искусстве «На благо мира» в номинации «Документальное кино (взрослые)».

Ольга Биантовская. Мастер театрального плаката и литографии (2022)

Лекция Зинаиды Курбатовой
Лекцию читает Зинаида Курбатова, популярный тележурналист и художник по первой профессии. Как и Ольга Биантовская, она окончила графический факультет ленинградской, а ныне петербургской Академии художеств. Более того, автор лекции лично знакома с Ольгой Александровной, а потому ее рассказ далек от сухого академизма и искусствоведческого препарирования отдельных работ. Говоря о студенческих годах Биантовской, Зинаида Курбатова вводит понятие «сурового стиля», характерного для советского изобразительного искусства 1950-х — 1960-х годов. А рассматривая плакаты, театральные афиши и литографии уже зрелой, состоявшейся художницы, дает представление об особенностях и техниках печатной графики. Так что внимательный зритель и слушатель получает не только представление о творчестве Ольги Биантовской, но и знание специальных и даже неформальных терминов вроде «валер», «сфумато» и «цвет ТЭЖЭ».

Лекция состоялась в галерее «Открытый клуб» (г. Москва) 17 декабря 2022 года.
Видео и монтаж: Александр Эжбер.

Искусство увидеть… История одной картины: «А. С. Пушкин и П. А. Вяземский на прогулке в Коломне»

Сюжет об иллюстрациях Ольги Биантовской на канале «Россия 24. Вятка»
О. А. Биантовская (род. 1941). «А. С. Пушкин и П. А. Вяземский на прогулке в Коломне». Из коллекционного выпуска эстампов «Петербург в иллюстрациях: авторы и герои». Выпуск V, папка 1. 2002 год.

Цветная литография представляет прогулку Александра Пушкина и его друга Петра Вяземского по петербургской Коломне (на заднем плане видна колокольня Николо-Богоявленского Морского собора) и является одной из иллюстраций, выполненных Ольгой Биантовской к пушкинской поэме «Домик в Коломне». Известно, что поэту довелось жить в этой части Петербурга в пору самой ранней юности, сразу после окончания лицея.

Ольга Биантовская о Пушкине, Петре Великом и настоящих женщинах, которые страдали и любили (2003)

Сюжет Зинаиды Курбатовой для ГТРК «Санкт-Петербург»
Иллюстрации к роману Алексея Толстого «Петр Первый». Император у Биантовской лишен пафоса, это человек дела с грубоватыми крестьянскими руками: «Гениальный люди, особенно в такой области работающие, в какой он работал, не могли быть хорошими. Это война. Это борьба. Это либо ты, либо снесут все твое, и твоих детей, внуков, всю страну. Они воины были. У них была другая совершенно психология», — говорит художник.

Маленький человек, не всегда счастливый, но всегда остро ощущающий свою гениальность — сам Александр Сергеевич. К теме Пушкинского Петербурга Биантовская возвращается снова и снова на протяжении многих лет: «Я думаю, что это для всех нас это наиболее близкое время, потому что оно романтично, это то, чего не хватает нашей сейчас жизни».

Изысканная «Жизель», «Спящая красавица», «Сильфида»: художница всякий раз рисует на театральных плакатах фигурки в ампирном обрамлении, причем это не только декоративный элемент: «Чтобы люди как-то чувствовали переход из нашего бытия к бытию этих кукол теперь, а раньше настоящих женщинах, которые страдали и любили…».

Книги

Издания подготовлены проектом
«Сохраненная культура»
Книга о творчестве художника-графика и плакатиста Ольги Александровны Биантовской (род. 1941), творившей в Ленинграде и Петербурге с начала 1960-х годов.
Книга включает в себя стихи и поэмы великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, иллюстрированные ленинградским и петербургским художником-графиком Ольгой Александровной Биантовской, и рассказывает о творчестве художника.
Выход издания был приурочен к к 75-летию со дня рождения О. А Биантовской и открытию ее персональной выставки во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге на Мойке, 12 в сентябре 2016 года.
В альбом вошли произведения петербургского художника-графика и плакатиста Ольги Александровны Биантовской (род. 1941), созданные в период с середины шестидесятых годов прошлого века до середины первого десятилетия этого века

«Театральный плакат — это вспышка»

Интервью с Ольгой Биантовской, опубликованное в журнале «Просто дизайн» (2003)
«Я, как и все девочки, с детства любила сказки и всегда имела склонность к чему-то легкому, летучему: бабочки, феи. Театральным плакатом я начала заниматься только после окончания института… Первые работы были в основном серьезные, да и диплом я делала на серьезную, печальную, страстную тему (серия литографий к роману В. Шишкова „Угрюм-река“). А вот театральный плакат давал возможность уходить от этого, придумывать что-то сказочное, непонятное. После первого своего театрального плаката „Лебединое озеро“ я решила, что сделаю еще что-нибудь, а потом еще и еще. Наверное, этот плакат плюс любовь к балету повлияли на дальнейший выбор».

Статьи, доклады и презентации

Н. И. Ламохина, А. Н. Асмолова. «Творческое наследие ленинградского графика Ольги Биантовской в художественном процессе современного Петербурга: проблемы изучения и актуализации» (2024)
П. А. Гусева, А. И. Полозова, В. Е. Шкуратова. «Литография — история и особенности практического использования» (2023)
М. В. Терехова. «Стилистика ленинградского театрального плаката 1950−1980-х годов: на стыке локальной специфики и мировой графической моды» (2021)
К. И. Подлипенцева. «Петербург „галантной“ эпохи в соприкосновении с современностью в творчестве О. А. Биантовской» (2020)
Т. С. Юрьева. «Ольга Биантовская: мифотворчество» (2018)
Ю. В. Мудров. «Искусство иллюстрации» (2018)
И. И. Комарова. «Сказки Ольги Биантовской» (2018)
Т. С. Мишина-Буковская. «Пушкиниана Ольги Биантовской» (2016)
И. Викторова. «Полет бабочки» (2015)
Т. С. Юрьева. «Биантовская Ольга Александровна» (2015)
И. Викторова. «Декадентская Мадонна» (2014)
Т. С. Юрьева. «Ускользающая натура» (2010)
Н. Фаминская. «Широта диапазона» (1992)
Н. И. Бабурина. «Советский зрелищный плакат» (1990)
С. Пучкова. «Чувство жанра» (1979)
С. Перерве. «Мастер театрального плаката» (1976)

Диски

Ольга Биантовская. Графика. Плакат
CD-диск. СПб.: Сохраненная культура, 2011.
Ольга Биантовская. Графика. Плакат
CD-диск и буклет. СПб.: Сохраненная культура, 2013.
(Издание подготовлено к выставке в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга, 15 апреля — 15 мая 2013 года)
Художник Ольга Биантовская. Творчество на рубеже эпох
DVD-диск и буклет. СПб.: Сохраненная культура, 2014.
(Издание подготовлено к выставке в Санкт-Петербургском Союзе художников, 2 декабря — 14 декабря 2014 г.)
Библиография
1. Абельдяева И. Плакат РСФСР // Художник. № 2. 1977. С. 4.
2. Бабурина Н. И. Советский зрелищный плакат // Советский зрелищный плакат. Театр, цирк, балет, кино. 1917–1987. М.: Советский художник, 1990. С. 7, 92, 204. — ISBN5-269-00302-3.
3. Викторова И. Декадентская Мадонна // Достык-Дружба. № 3 (78). 2014. С. 66–74.
4. Викторова И. Полет бабочки // LiteraruS-Литературное слово. № 1 (46). 2015. С. 54–57.
5. Герчук Ю. Плакат — зеркало театра // Советские художники театра и кино. 1977–1978 гг. С. 285.
6. Герчук Ю. Плакат и театр // Творчество. № 8. 1978. С. 14–17.
7. Жаворонкова С. Аннотации к выставке О. Биантовской в лектории Государственного Русского музея. 1990–1991 гг. 
8. Иванова-Унарова З. И. Метафорический язык живописи 1960-70 гг. и на рубеже XX-XXI вв. // Символика в изобразительном искусстве. Saarbrucken: Lap Lambert, 2012. С. 135-140. — ISBN: 978-3-8473-2735-6.
9. Изобразительное искусство Санкт-Петербурга. М.: Галарт, 2004. С. 9. — ISBN: 978-5-269-01167-7.
10. Комарова И. И. Сказки Ольги Биантовской // Ольга Биантовская. Поэзия графики и плаката. Автор-составитель В. Б. Наумов. Санкт-Петербург, 2018. С. 213–215. — ISBN 978-5-6041035-5-5.
11. Лисовский В. Г. Академия художеств. Л.: Лениздат, 1982. С. 209.
12. Мир петербургской детской книги / The World of Boors for Children in Petersburg. СПб.: Петербург-XXI век, 2000. C. 229. — ISBN 5-88485-090-5.
13. Мишина-Буковская Т. С. Пушкиниана Ольги Биантовской // Стихи и поэмы А. С. Пушкина с иллюстрациями О. Биантовской. Санкт-Петербург, 2016. С. 84–89. — ISBN 978-5-9908512-8-3.
14. Мудров Ю. В. Искусство иллюстрации // Ольга Биантовская. Поэзия графики и плаката. Автор-составитель В. Б. Наумов. Санкт-Петербург, 2018. С. 121–123. — ISBN 978-5-6041035-5-5.
15. Овэс Л. Выставки театрального плаката // Советский художник театра.1975 г. С. 247.
16. Онучина А. И. Вопросы бытования театральной афиши в пространстве городской среды. Культурно-историческое развитие // Месмахеровские чтения 2015: материалы международной научно-практической конференции. СПб.: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица», 2015. С. 611-617. — ISBN 978-5-9907397-1-0.
17. Перерве С. Мастер театрального плаката // Нева. № 8. 1976. С. 207–209.
18. Плакат. Антология Ленинградского-Санкт-Петербургского плаката. Санкт-Петербургский союз художников; автор-составитель В. В. Жуков. СПб., 2010. С. 13, 84, 86, 93, 104, 152–155. — ISBN 978-5-905048-02-9.
19. Подлипенцева К. И. Образ Петербурга в графике 1980–2000-х годов // Седьмой Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры: сборник работ лауреатов. М.: Институт Наследия, 2020. C. 770–771. — ISBN 978-5-86443-336-2.
20. Пучкова С. Чувство жанра // Нева. № 8. 1979. С. 193–194.
21. Русский советский балет в плакате. Авторы-составители Н. И. Бабурина, М. Н. Аввакумов. М.: Панорама, 1991. 234 с. — ISBN 5-85220-100-6.
22. Театральный плакат О. Биантовской // Про 100 Дизайн. № 5 (8). 2003. С. 24–27.
23. Терехова М. В. Стилистика ленинградского театрального плаката 1950-1980-х годов: на стыке локальной специфики и мировой графической моды // Графический дизайн: традиции и инновации: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. СПб.: ФГБОУ ВО «СПбГУПТД», 2021. С. 206-218. — ISBN 978-5-7937-2051-9.
24. Фаминская Н. Широта диапазона // Художник. № 6. 1992. С. 24–26.
25. Юрьева Т. С. Биантовская Ольга Александровна// Литературный Санкт-Петербург. XX век: энциклопедический словарь: в 3-х томах. Т. 1: А-Д. Санкт-Петербург, 2015. 763 с.
26. Юрьева Т. С. Ольга Биантовская: мифотворчество// Ольга Биантовская. Поэзия графики и плаката. Автор-составитель В. Б. Наумов. Санкт-Петербург, 2018. С. 21–23. — ISBN 978-5-6041035-5-5.
27. Юрьева Т. С. Ускользающая натура// Ольга Биантовская. Графика. Плакат. Альбом работ. Составитель В. Наумов, Санкт-Петербург, 2010. С. 9–16. — ISBN 978-5-91542-073-0.
28. Ястреб М. Литографские камни Петербурга // НоМи. № 2 (19). 2001. С. 57.
29. 39 illustratori Sovetici. 1984. P. 31–33.
30. Marchenko E. [Название статьи уточняется] // Bildende Kunst. № 11.1976. P. 595-598.

«