К. И. Подлипенцева

Петербург «галантной» эпохи в соприкосновении с современностью в творчестве О. А. Биантовской

2020
Художница Ольга Александровна Биантовская (1941 г.) в сериях литографических работ «Летний сад» и «Экскурсия в Ломоносов» (вторую серию мы также можем отнести к теме Петербурга в искусстве, так как загородные дворцовопарковые ансамбли уже плотно вошли в образ города в целом) создает некое игровое пространство, в котором соприкасаются исторические эпохи и вторая половина XX века. Стоит отметить особенности стилистического и композиционного решения: работы отчасти напоминают эскизы театральных декораций или афиш, что неслучайно — художница много работала именно в сфере плакатов и афиш, в том числе для театра. В листах серии отдельные элементы пейзажа расположены как бы в нескольких отдельных рамах, ограничивающих внимание зрителя одним павильоном, парковым прудом или даже одной скульптурой. Внутри этих фрагментов и за их пределами то тут, то там появляются гуляющие по парку горожане. На аллеях городских парков встречаются и обмениваются поклонами дамы и кавалеры начала XIX века, беззаботные парочки и шумные семьи века XX. Атмосфера фантазии, игры подчеркивается и художественным стилем литографий: они отдаленно напоминают детские рисунки цветными карандашами — яркие и несколько условные. В листах серии «Летний сад» художница изображает один из главных символов города во вневременном контексте. Взгляд петербуржца сразу узнает и Фонтанку с Летним дворцом, и тень царя Петра в треуголке, и знаменитую решетку, и мост через Лебяжью канавку, и аллегорию Ништадтского мира, и порфировую вазу, и Карпиев пруд. Облик Летнего сада после недавней реконструкции сильно изменился, тем ценнее для нас работы художницы, изобразившей его в старом привычном виде — «в том виде, в каком его знали Пушкин, Достоевский, Ахматова». Техника литографии сама по себе непростая для художника, она требует как предельного мастерства в построении композиции и цветовых сочетаний, так и определенного физического труда. Тем не менее О. А. Биантовская добивается в своих работах не только видимой легкости композиции, но и живописности колорита, полифонии цветов, мягко перетекающих один в другой. Художница работает с бумагой как с полноправной частью произведения, используя цветные листы (как правило, пастельных оттенков), выбирая множество точек зрения, фрагментируя композицию и намеренно оставляя свободное «дышащее» пространство листа, наполняющее работу воздухом и внутренним свечением. «Редкий дар сочетать несочетаемое — плоскостность и объемность, реальную орнаментальность и нереальные видения», — вот как характеризует искусство художницы искусствовед Т. С. Юрьева, и это по праву можно назвать емкой характеристикой творчества О. А. Биантовской.
Лиричность — главная тональность второй «петербургской» серии О. А. Биантовской «Экскурсия в Ломоносов» (Рис. 21). Легкость работ подчеркивается не только композиционными приемами, но и техникой: во многих листах литография совмещается с воздушной акварелью, добавляющей легкие тонировки и градиенты цветов. В этой серии в тени архитектурных шедевров также встречаются и перемешиваются прошлое и настоящее. Шествует по парку с соколом на перчатке несчастный внук Петра Великого, а по другой аллее прогуливается под звуки транзистора троица кронштадтских морячков, отпущенных в увольнительную. Метет дорожку подолом широкого кринолина великая княгиня Екатерина Алексеевна, а навстречу катит на велосипеде школьница из города Ломоносова. Возлежит в тени дерев прекрасная купальщица, а неподалеку, скинув туфли, пристроилась на травке ее сверстница из века двадцатого. И данная особенность не ограничивается конкретными произведениями: сама стилистика работ на протяжении всего творчества О. А. Биантовской отсылает нас к Серебряному веку, художникам «Мира искусства» — романтической интерпретации истории в графике А. Н. Бенуа, театральности живописных работ К. А. Сомова. «Стилистически график комфортно ощущает себя в Серебряном веке, при этом никакой застенчивости пера или кисти» , — пишет Т. С. Юрьева. Благодаря как выдержанной стилистике, всецело соответствующей уточненной традиции петербургского искусства Серебряного века, так и сведению в одном художественном пространстве образов разных эпох, О. А. Биантовская создает глубокий образ исторической сути Петербурга, написанный лучащимися мягкими цветами и воздушными линиями, наполненный нежностью и любовью к родному городу.

Цитата приведена по источнику: Подлипенцева К. И. Образ Петербурга в графике 1980−2000-х годов // Седьмой Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры: сборник работ лауреатов. М.: Институт Наследия, 2020. C. 770−771. — ISBN 978−5-86 443−336−2

Все статьи о творчестве О. А. Биантовской