Летний сад

Цветная литография, 28×32 см. 1987 г.
Литографии Ольги Биантовской. Серия «Летний сад»
Литографии Ольги Биантовской. Серия «Летний сад»
Литографии Ольги Биантовской. Серия «Летний сад»
Литографии Ольги Биантовской. Серия «Летний сад»
Литографии Ольги Биантовской. Серия «Летний сад»
Литографии Ольги Биантовской. Серия «Летний сад»
Но когда от залива волну
Ветер вспять, разгулявшись, погонит,
И на мраморную белизну
Туча первые капли уронит,
И дождя поползут языки
По беспомощной, мокрой, раздетой,
И прохожий ускорит шаги,
От дождя прикрываясь газетой, —
Посреди сухопутных подруг,
Под листвой поредевшей и зыбкой
Мореплаванье смотрит вокруг,
Озираясь с блаженной улыбкой.
Так Александр Кушнер писал об аллегории мореплавания — статуе Летнего сада. Есть эта статуя и на одной из литографий Ольги Биантовской из серии «Летний сад». Называется лист «Вечер»: подруги Мореплавание и Архитектура подсвечены оранжево-розовым петербургским закатом, над Кофейным домиком собираются в стаю птицы. И легкая бабочка — авторский знак художницы — словно чертит какую-то вязь на фоне выстроившихся в длинный ряд деревьев.
Взгляд петербуржца сразу узнает на других листах и Фонтанку с Летним дворцом, и тень царя Петра в треуголке, и знаменитую решетку, и мост через Лебяжью канавку, и аллегорию Ништадтского мира, и порфировую вазу, и Карпиев пруд. Облик Летнего сада после недавней реконструкции сильно изменился, тем ценнее для нас работы художницы, изобразившей его в старом, привычном виде — в том виде, в каком его знали Пушкин, Достоевский, Ахматова.
А еще на одной из литографий серии изображена статуя Искренности. И это, пожалуй, символично. Искренность — самое точное слово, которым можно определить тон работ художницы Биантовской.