После того, как Ольга Александровна стремительно в 70-х годах прошлого столетия, с присущей ей грацией, вошла в жизнь тысяч людей, многих, полагаю, стал волновать вопрос — кто же она? Кто автор такого плаката? Кто так красноречиво нам сообщает о премьере в театре? И вообще, какая она — биография этой, на редкость удивительной, личности. Безусловно, загадка личности — неотъемлемая часть жизни и творчества этого человека, в этом и есть вся она, статная, загадочная, «декадентская мадонна».
Это что-то загадочное, до конца неопознанное, тайна, манящая и завораживающая, — неизменно присуще ей и по сей день. Лишь некоторые моменты своей тайны художница отразила в красках, сквозь игру линий и пластику ею создаваемых образов, запечатлела на холсте себя, свою вселенную и уже свой «полет». Это история о ее мастерстве, безупречном вкусе, внимании к тексту литературного источника — качествах, обеспечивающих высокий творческий результат. Это история петербургской художницы, графика, ветерана труда, жителя блокадного Ленинграда и просто неимоверно доброжелательной женщины Ольги Александровны Биантовской.
Она родилась 17 сентября 1941 года в городе Ленинграде. Впрочем, человек творческий сам выбирает дорогу, ибо сказано: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16). После окончания средней художественной школы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Академии художеств СССР в 1960 году поступила на факультет графики этого института. Быстро стала на путь мастерства. Становилась виртуознее, сложнее, техничней. Училась «играть песни» своих любимых мастеров, пока не почувствовала, что появляется свой собственный стиль. Ее графическое воображение, основанное на уникальности восприятия действительности в соединении с виртуозностью линий сюжета, который она так легко изображала уже в институте. Этот процесс идет в подсознании самостоятельно. На холсте помимо желания художника отображается многое: и то, что он не хотел отобразить, и то, чего он не знал, не мог знать, и прошлое, и будущее. Ольга Александровна довольно быстро стала узнаваема; сейчас ее плакаты мы видим не только в альбомах и выставках, но и в советских фильмах, которые снимались в то время в Ленинграде.
Семидесятые годы стали для ее искусства временем расцвета: пренебрегая идеологическими устоями современного ей советского социума, она творила.
Ее творчество отражается в разных гранях графического искусства. «Она как карты „перетасовывает“ различные художественные приемы, добиваясь в графике полифонии… У нее редкий дар сочетать несочетаемое — плоскостность и объемность, реальную орнаментальность и нереальные видения» («
Ольга Биантовская. Графика. Плакат»). Определив свою неповторимую эстетику, свое мироощущение, чувствуя при этом и читая между строк не только репертуар душ авторов, но и их творения, на которые писала холсты, смело выходит за рамки восприятия и создает образы-лики, наполняя их пластической красотой и своей глубиной. А красоту имеет особую: сдержанную, скромную, глубокую.
Раздвигая горизонты мастерства, создает свой микрокосм и если вглядеться, то можно почувствовать присутствие ее, незримый, но так явно ощутимый образ Ольги, который невольно запечатлен среди ее героев. И вновь неповторимо. Должно быть, это удивительно — одновременно видеть перед собой (на холсте) и Ольгу Александровну, и ее акт творения.
Что касается стиля произведений Ольги Биантовской, то хотелось бы написать воспоминания ее близкой подруги и доктора искусствоведения, профессора Татьяны Юрьевой: «Творчество Ольги Александровны отражает черты ее личности, тщательно скрываемые даже от друзей… Никого к своему душевному миру не подпускала ни в молодости, ни сейчас. Она абсолютно не нуждается в оценках своего творчества. Андрей Харшак в нашем разговоре о стиле произведений Ольги верно заметил — „раскованное эстетство советского периода“. Она другая и ее время иное, но есть то, что называется профессионализмом. Именно поэтому в среде графиков она на протяжении вот уже более тридцати лет пользуется неизменным авторитетом». Ее театральные плакаты помнят по сей день. Белый и черный лебеди, такие трогательные «летающие» и манящие за собой образы, цветы и, конечно же, хрустальные бабочки — все это «обречено» на приятие во все времена.
В Казахстан ленинградская художница вошла через свои иллюстрации к роману советского киргизского писателя Чингиза Айтматова «
И дольше века длится день…» (1984). В этих иллюстрациях не просто лица героев, это глубокие и задумчивые образы-лики, которые манят за собой разум, невольно погружают в свою глубину и заставляют подумать. Вспомним слова из этого романа: «Бывают отдельные случаи, отдельные судьбы людей, которые становятся достоянием многих, ибо цена того урока настолько высока, так много вмещает в себя та история, что-то, что было пережито одним человеком, как бы распространяется на всех, живших в то время, и даже на тех, кто придет следом много позже». Как уместны эти иносказательные слова к описанию личности Ольги Александровны…
«Омываемая вышними ветрами, плыла Земля по вечным кругам своим. Плыла Земля… (Ч. Т. Айтматов). Она плывет, а за ней, стремглав — время, унося с собой, и стирая при этом культурное наследие страны. Постскриптум хотелось бы сказать о важности сохранения культуры и прежде всего памяти людей искусства. Этим и занимается сын Ольги Александровны Виктор Наумов. Решая эту задачу, он создал проект «Сохраненная культура». Сверхидею видит в активном вовлечении в процесс детей и молодежи, будущих граждан своей страны и носителей культуры, а также использование новых информационных технологий как для перевода культурного наследия в цифровой формат, так и для перевода его в общественное достояние.
Первым в рамках проекта в конце 2010 года был издан альбом «
Ольга Биантовская. Графика. Плакат», в начале 2012 года вышел CD-диск ее работ.
Источник:
Викторова И. Декадентская Мадонна// Достык-Дружба. № 3 (78). 2014. С. 66−74.
Все статьи о творчестве О. А. Биантовской