Иллюстрации к роману А. Н. Толстого
«Петр I»

Литография, акварель, 40×30 см. 1979—1980 гг.
Иллюстрации Ольги Биантовской
Иллюстрации Ольги Биантовской
Иллюстрации Ольги Биантовской
Иллюстрации Ольги Биантовской
Иллюстрации Ольги Биантовской
Иллюстрации Ольги Биантовской
Иллюстрации Ольги Биантовской
Иллюстрации Ольги Биантовской
Иллюстрации Ольги Биантовской
Роман Алексея Толстого «Петр Первый» сразу же после публикации первых его частей был официально признан классикой литературы социалистического реализма, который, как говорилось в уставе Союза советских писателей, «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». По сути эти требования означали, пожалуй, вот что: нечего сокрушаться
ни о безвинно казненных, ни о погибших в войнах, ни  об умерших от голода и жестокостей, коли жертвы эти оправдываются «исторической необходимостью». И конечно, не только роман, но и иллюстрации к нему должны были соответствовать этой доктрине.
Но вот в иллюстрациях к «Петру Первому», созданных Ольгой Биантовской, совершенно органично соединяются восхищение великими деяниями царя-реформатора и сочувствие к тем, чьей кровью и по́том эти деяния были осуществлены; признание необходимости многое перенимать у Европы и ирония по отношению к тому, как эти заимствования осуществлялись подданными неистового властелина. Художнице скупыми средствами литографии (и вовсе не в духе соцреализма) удалось показать противоречивость, многоликость главного героя не только романа, но, возможно, и всей российской истории.