Иллюстрации к роману А. Н. Толстого
«Петр I»

Литография, акварель, 40×30 см. 1979—1980 гг.
Иллюстрации Ольги Биантовской к роману А. Н. Толстого «Петр I»
Иллюстрации Ольги Биантовской к роману А. Н. Толстого «Петр I»
Иллюстрации Ольги Биантовской к роману А. Н. Толстого «Петр I»
Иллюстрации Ольги Биантовской к роману А. Н. Толстого «Петр I»
Иллюстрации Ольги Биантовской к роману А. Н. Толстого «Петр I»
Иллюстрации Ольги Биантовской к роману А. Н. Толстого «Петр I»
Иллюстрации Ольги Биантовской к роману А. Н. Толстого «Петр I»
Иллюстрации Ольги Биантовской к роману А. Н. Толстого «Петр I»
Иллюстрации Ольги Биантовской к роману А. Н. Толстого «Петр I»
Роман Алексея Толстого «Петр Первый» сразу же после публикации первых его частей был официально признан классикой литературы социалистического реализма, который, как говорилось в уставе Союза советских писателей, «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». По сути эти требования означали, пожалуй, вот что: нечего сокрушаться
ни о безвинно казненных, ни о погибших в войнах, ни  об умерших от голода и жестокостей, коли жертвы эти оправдываются «исторической необходимостью». И конечно, не только роман, но и иллюстрации к нему должны были соответствовать этой доктрине.
Но вот в иллюстрациях к «Петру Первому», созданных Ольгой Биантовской, совершенно органично соединяются восхищение великими деяниями царя-реформатора и сочувствие к тем, чьей кровью и по́том эти деяния были осуществлены; признание необходимости многое перенимать у Европы и ирония по отношению к тому, как эти заимствования осуществлялись подданными неистового властелина. Художнице скупыми средствами литографии (и вовсе не в духе соцреализма) удалось показать противоречивость, многоликость главного героя не только романа, но, возможно, и всей российской истории.