И. Викторова

Полет бабочки

2015

«Она пишет дневник бабочки. О грусти иных цветов и улыбке солнца. О быстротечности дня и его огромной важности для живущих до заката…»

Аль Квотион

Обладательница завораживающе глубокого взгляда, статной изящности и доброты, она часто рисовала этих прекрасных созданий: воздушных, волшебной красоты бабочек. Это история петербургской художницы, графика, ветерана труда, жителя блокадного Ленинграда и просто неимоверно доброжелательной женщины Ольги Александровны Биантовской. В ее жизни, согласно жанру, нет ничего случайного.
Искусство в некотором роде беспощадно, в первую очередь по отношению к самому художнику: творение неминуемо отобразит главные черты своего творца. Так и в работах этого удивительного человека мы наблюдаем целую Вселенную свободы и доброты, которую она создавала свыше 45 лет в присущем ей классическом стиле: феерия жизни, цвета, линии. Ольга Биантовская в этот мир пришла художником. Она родилась 17 сентября 1941 года в городе Ленинграде. Ее биография — это акт творения; складно написанная ею самой жизнь. После окончания средней художественной школы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Академии художеств СССР в 1960 году поступила на факультет графики этого же Института. Училась у мастеров (среди них был выдающийся педагог М. В. Таранов) вырабатывать и понимать свой собственный стиль и, как гранд-артист, с присущей ей грацией, шла по пути к мастерству. К слову сказать, она его выработала: пластичность, уместность, тонкая передача сути самих произведений. В таких красках появились плакаты к «Сильфиде», «Чио-Чио-Сан», «Ярославне» и многим другим. Ее творчество многогранно. Среди работ много графики и литографии: серия «Экскурсия в Ломоносов», 1982−1986; иллюстрации к роману Ч. Т. Айтматова «И дольше века длится день», 1984 и др.
Она чувствует не только трепетные души русских поэтов (плакат для Музея Пушкина), но и ритм душ многих композиторов (С. Рахманинов «Скупой рыцарь»); специализируется в области книжной иллюстрации, дизайна и театрального плаката. Ольга Биантовская приняла участие более чем в 160 национальных и международных выставках. Художник с виртуозной легкостью передает на полотнах смысл любого произведения, видя между строк все то, что автор пытался сказать музыкой или словами, а мы в каждой из ее работ видим не только пластично красивые, «летящие» образы, но и можем уловить ее образ. Образ Ольги Александровны Биантовской. В обращении художника к Вечности совмещаются идеалистическое видение искусства, простой язык «общения» со своим зрителем и невероятное чувство и понимание подтекста произведений, к которым она делала свои работы. 90-е годы для «декадентской мадонны» (так ее называли в своем кругу художники) были сложными в плане понимания пришедшей новой формы красоты. Но несмотря на это, мы видим сколько полотен было создано. Меняется лишь ее чуть уловимый образ, который мы так явно видим в работах. «Никакой застенчивости кисти!» — пишет о ней доктор искусствоведения Татьяна Юрьева. Тогда же была создана серия «Памяти Апухтина», так же говорящий сам за себя плакат «Массовая культура», где сильный образ-лик культуры говорит не душой, и совершенно не сердцем.
Ольга Биантовская — лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры 2002 года за создание альбомов эстампов «История и культура Петербурга в графике», обладательница дипломов Российской академии художеств и Союза художников России. Что касается одного из последних работ художника, то впечатляет серия «Усталые люди балета» и «Фантазии балетмейстера». Яркие и одновременно полупрозрачные, утопающие в собственном фоне девушки. И здесь просвечивается ее изящество, изящество задумчивой художницы. Что ж, «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка» (Г. Гейне). Идет время, год сменяет год. Уходит в историю каждый прожитый день. Поэтому хотелось бы сказать о важности сохранения культуры и, прежде всего, памяти людей искусства. Этим занимается сын Ольги Александровны Виктор Наумов. Он создал проект «Сохраненная культура». Сверхидею видит в активном вовлечении в процесс детей и молодежи, будущих граждан своей страны и носителей культуры, а также использование новых информационных технологий как для перевода культурного наследия в цифровой формат, так и для перевода его в общественное достояние. Первым в рамках проекта в конце 2010 года был издан альбом «Ольга Биантовская. Графика. Плакат», в начале 2012 года вышел СD-диск ее работ.

Источник: Викторова И. Полет бабочки// LiteraruS-Литературное слово. № 1(46). 2015. С. 54−57.

Все статьи о творчестве О. А. Биантовской