Графическое искусство Петербурга — Ленинграда, в том числе книжная иллюстрация, всегда считалось высшим выражением изобразительной маэстрии. Простота и изысканность, глубокое содержание, подлинная адекватность текстам, индивидуальный авторский стиль — это всегда были отличительные черты мастеров книжной графики Северной столицы. Молодые художники овладевали профессиональным мастерством, обучаясь у выдающихся мэтров, академическое образование помогало творческому становлению и обретению собственного пути в «большом» искусстве.
Ольга Биантовская — выпускница Петербургской академии художеств, — так Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина называли в среде профессионалов. Она училась у Михаила Афанасьевича Таранова, известного художника-графика и замечательного педагога, чью школу прошли и такие блестящие ленинградские иллюстраторы, как Александр Бакулевский, Елизавета Васнецова, Михаил Герасимов, Юлия Далецкая, Михаил Майофис, Коринна Претро, Алексей Рейпольский, Юрий Тризна, Геннадий Фильчаков, Марианна Шретер, Рудольф Яхнин.
Дипломная работа — иллюстрации к роману В. Я. Шишкова «
Угрюм-река», защищенная в 1966 году, стала начальным этапом становления творческой индивидуальности Ольги Биантовской. Драматичные, напряженные, доходящие в ряде случаев до гротеска, словно «спружиненные», литографические листы Биантовской выразительны, глубоко и точно передают стихию народной жизни и трагедию отдельных судеб.
Литография, великолепно освоенная Биантовской, нашла дальнейшее развитие в последующих работах художницы. В иллюстрациях к другим эталонным произведениям советской литературы («
Виринея» Лидии Сейфуллиной, «
Вор» Леонида Леонова) художница уходит от монохрома и разнообразит свою литографическую палитру. Суровая выразительность первых литографических работ 1970-х годов сменится разнообразием композиционных решений в полихромных иллюстрациях к философскому роману Чингиза Айтманова «
И дольше века длится день», имевшему большой успех у читателей в 1980-е годы. Поразительно «многовкусие» художницы при выборе литературного материала. В профессиональной критике высказывались суждения о том, что 1970-е годы были «безвременьем» для развития изобразительного искусства и культуры. Вряд ли такое мнение состоятельно: пример Ольги Биантовской его полностью опровергает. Обращение художницы к различным литературным произведениям (по времени, жанрам, эстетическим кредо и идеологическим позициям их авторов) свидетельствует об обратном. Настоящая литература, классическая и современная, открывала художнику простор для фантазии и размышлений.
Творческие интересы Ольги Биантовской никогда не замыкались в узкопрофессиональной сфере. Ее интересовали театральное и музыкальное искусство, архитектурный облик города, своеобразие петербургского пейзажа. Она не признавала «односложности» во всем, что касалось творчества. Многое из того, что ею создано, справедливо названо эталонным: например, соседствовавшие на афишных тумбах плакаты театральных постановок, выполненные Н. П. Акимовым и О. А. Биантовской, признавались равнозначными, равновеликими по художественному звучанию и образной глубине.
На рубеже 1970−1980-х годов Ольга Биантовская обратилась к роману А. Н. Толстого «
Петр Первый». Безусловно, художницу привлекла не только судьба великого преобразователя России, отца-основателя Санкт-Петербурга, но и попытка вслед за автором романа «вспахать» исторические пласты отечественной истории — такие задачи ставила перед собой О. Биантовская. «Прочесть» роман средствами изобразительного искусства ей удалось. Литографиям, «расцвеченным» акварелью, присущи изящество и экспрессия и мастерское умение строить композицию в зависимости от особенностей литературного повествования. Масштабные батальные сцены удачно соседствуют с «камерными» сценами «частной» жизни.
К пушкинскому наследию Ольга Александровна обращается на протяжении всей своей жизни. Это и личная тема, и непременная часть петербургской художественной традиции. Прекрасные иллюстрации к произведениям Пушкина, к событиям жизни великого поэта приводят художницу к освоение культурного наследия той эпохи. Проявляя глубокий интерес и к искусству Серебряного века, художница обращается к
поэзии А. Н. Апухтина.
Ольга Биантовская — художник разносторонний. В области книжной графики она поражает многообразием интересов, а это черта человека подлинной Культуры (с большой буквы!).
Она находит блестящие, неповторяющиеся, каждый раз новые решения для
сказок, русской и зарубежной классики (
Л. Н. Толстой,
А. П. Чехов,
Натаниэль Готторн).
Ольга Биантовская — одна из самых творчески гармоничных фигур в искусстве Ленинграда — Петербурга, талантливый и глубокий художник, мастер
книжной иллюстрации.
Юрий Витальевич Мудров,
Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», почетный член Российской академии художеств, лауреат Международной премии в области изобразительного искусства им. А. А. Пластова
Источник: Мудров Ю. В. Искусство иллюстрации// Ольга Биантовская. Поэзия графики и плаката. Автор-составитель В. Б. Наумов. Санкт-Петербург, 2018. С. 121−123. — ISBN 978−5-6 041 035−5-5.
Все статьи о творчестве О. А. Биантовской